Заезженность темы Второй мировой войны в компьютерных играх в общем и, в стратегиях реального времени в частности, сложно передать словами. Хватает как отличных проектов, так и проходного мусора, о котором даже вспоминать – жуткий грех. Надо отдать разработчикам должное: за последние несколько лет трэша на вышеупомянутую тематику стало значительно меньше, а, если верить слухам, то он и вовсе исчез. В любом случае выпускать проект в сеттинге Второй мировой – рискованное решение. На подобный риск в 2006 году пошла Relic Entertainment вместе со своей Company of Heroes – и не прогадала, выпустив первоклассную и кое в чём уникальную RTS. Студия Eugen Systems находилась примерно в таком же положении и осталась в выигрыше. Но обо всём по порядку.
Ещё до выхода игра привлекала внимание своим необычным внешним видом. Проект демонстрировался на больших сенсорных компьютерах, что уже само по себе притягивало внимание не искушённой высокотехнологичными девайсами публики. При этом постоянно твердили о том, что игрок сможет почувствовать себя настоящим генералом, управляющим действиями войск из штаба. С каждой новой порцией подробностей о R.U.S.E. интерес к стратегии рос в геометрической прогрессии, что объясняет большое количество предзаказов проекта через сервис Steam.
При первом знакомстве игра не нравится. Вплоть до рвотных позывов и протянутых к клавише «delete» пальцев. Необходимо время. Пройдите хотя бы миссий пять, а лучше десять. Освойте механику, поймите основные правила, на которых зиждется стратегия. После этого можно уже делиться своими впечатлениями на форумах и читать, что пишут о проекте другие. Потому что с наскока освоить и принять R.U.S.E. сложно. Почти невозможно. Но игра достойна того, чтобы в ней разобраться. Однако прежде чем читать далее, выучите наизусть и поймите фразу, выделенную в данной рецензии жирным шрифтом. «Всё искусство войны заключается в угадывании, что скрывается за той частью холма». Пригодится.
В стратегии от Eugen Systems разведка – это всё. Залог успеха и победы при наличии, а причина бесславного поражения при отсутствии. И вот почему. Ни один солдат, танк или самолёт в R.U.S.E. не будет стрелять по противнику, если он его не видит. Больше того, без прямого визуального контакта не суждено узнать, какая именно опасность нам грозит. Только кружочек и подпись, лёгкая, тяжёлая или воздушная единица. А учитывая сложный рельеф карт, несложно догадаться, что без «глаз» на поле боя делать нечего. Зато, имея в наличии всего одну разведывательную единицу и при отсутствии оной у соперника можно добиться победы даже над значительно превосходящим вас по численности соперником.
R.U.S.E., если забыть на время обо всех премудростях разведки, представляет собой тактическую стратегию в реальном времени, в которой экономика отошла на второй план, а боевые действия возведены в абсолют. Имеется всего один ресурс – деньги, который добывается бесхитростным способом: его привозят в штаб с подконтрольных складов на машинах. По три единицы денег в каждой, конвоем, состоящим из трёх грузовиков. Ценные грузовики, кстати, запросто уничтожаются врагом, поэтому придётся заботиться ещё и о безопасности на дорогах. Вместе с тем никто не запрещает устраивать рейды в экономические зоны соперника. Лёгкими танками или штурмовиками. Главное – не нарваться на засаду.
Рельеф и леса в частности играют очень большую роль в каждой партии. В лесной чаще можно запросто спрятать немало войск. Правда, не все юниты могут перемещаться по «зелёному дому»: только пехота, единицы разведки, и некоторые виды орудий. Впрочем, этого более чем достаточно для того, чтобы изрядно попортить нервы, выковыривая засевших в зелени врагов. Как и в большинстве стратегий, в R.U.S.E. реализован принцип «камень-ножницы-бумага». Пехота отлично расправляется с артиллерией, но до жути боится танков; авиация способна практически в одиночку разгромить огромную армию, но винтокрылые пташки пачками падают наземь от выстрелов ПВО. Подобный сравнительный ряд можно продолжить, но смысла в этом нет: даже отдалённо знакомому с RTS человеку всё будет понятно.
Сюжет R.U.S.E.
Сюжетная кампания – самое слабое место проекта. История получилась незамысловатая, да ещё и с небольшим налётом форменного сумасшествия и Теории всемирного заговора. Разгадать, кто самый плохой и обязательно получит на Новый год уголь, вместо подарков, просто почти в самом начале игры. Сюжет крутится вокруг карьеры Шеридана, американского офицера. Игрок будет участвовать во многих боях, включая высадку в Нормандии и печально известную операцию «Маркет Гарден». Сказать, что миссии интересные, вряд ли повернётся язык, но пройти их хочется.
Что же это такое? Нечто вроде глобальной магии из фэнтезийных стратегий. Вся карта разделена на сектора и в любом из них можно применить одну из уловок. Например, отправить шпиона, который откроет расположение всех единиц противника или устроить обманное танковое наступление при помощи картонных макетов. Примечательно, что все способности одинаково полезны, а без их грамотного использования одержать победу крайне сложно. Коснёмся, наконец, «обёртки» R.U.S.E., которую так рекламировал пиар-отдел UbiSoft.
Каждое игровое поле – всего лишь стол где-то в штабе недалеко от фронта. Если не приближать камеру, то проект не отличить от настольной игры: те же фигурки и фишки, только ещё и стреляют. Каждой боевой единице можно отдать приказ, после чего в нужном направлении вытягивается стрелка, прямо как в каком-нибудь учебнике по военному делу, где разбираются перемещения войск. Правда, при приближении вида к земле творение Eugen Systems превращается хоть и в очень масштабную, но вполне обычную RTS.
Визуальное исполнение игры, если рассматривать его с чисто эстетической стороны, оставляет смешанные чувства, но скорее радует, нежели заставляет сморщить носик и пробурчать своё весомое и непреклонное «Фи». Карты в R.U.S.E. большие, поэтому требовать от разработчиков детальной проработки обмундирования солдат вплоть до царапин на флягах было бы глупо, да и незачем. Большую часть времени игрок будет смотреть на поле боя с высоты, достаточной для того, чтобы не дать виртуальному генералу «налюбоваться» изъянами графического движка. Нечёткие текстуры компенсируются «вкусными» взрывами и высокой динамикой сражений.
Желание отложить дела военные и спуститься пониже для детального смотра бравых и непобедимых войск возникает редко и, как правило, в двух случаях: когда враг разгромлен, а оставшиеся партизанские отряды ничего не смогут сделать или поражение неминуемо и больше ничего не остаётся, кроме как, на прощание обменяться взглядами с разрозненными и бегущими частями. Не World in Conflict, но смотрится весьма симпатично. К тому же игра работает без каких-либо падений в производительности на скромных для конца 2010 года системах.
Видеоролики в R.U.S.E. кроме ностальгии по давно ушедшим дням и скупой слезы умиления ничего хорошего не вызывают. Видеоряд подобного качества давно не попадался на глаза. Неестественные лица, отсутствие разного рода мелочей как класса и другие прелести «олдскульного» видео. Нельзя не отметить, что постановка роликов держится на довольно высоком уровне. Хватает эмоциональных сцен, был замечен как минимум один живописный общий план и... всё. Но не спешите ставить за это игре жирный минус. Не стоит. Стратегию от Eugen System полюбят не за игровое видео, которое, несмотря ни на что, свою задачу – продвижение по сюжетной линии – выполняет. Большего и не нужно.
Звуковое оформление проекта выполнено просто великолепно. Рёв гусеничных танков создаёт тревожный фон, непрекращающиеся артиллерийские залпы где-то за лесом задают нужный темп, а выстрелы пушек разного калибра солируют по всем фронтам. Иногда в мелодию врываются самолёты, разбавляя мелодию низким шумом пропеллеров и разрывами бомб. Правда, в тени всего этого буйства звуков, слегка затерялись выстрелы старой доброй винтовки, но это мелочи.
Приятно удивила локализация от «Буки». Все названия боевых единиц переведены достаточно адекватно и без лишнего фанатизма. Ценители качественных текстов останутся довольны. Но большего внимания и, соответственно, большей похвалы заслуживает озвучка персонажей игры. Голоса просто идеально подходят каждому из представленных героев.
Актёры не просто зачитали тексты по бумажке, они сделали каждый диалог живым. Можно даже не смотреть на экран и просто слушать: главные действующие лица легко узнаются и так, а какой-то важный сюжетный поворот вряд ли проскользнёт мимо вас. Вряд ли вообще что-то останется вне вашего внимания, потому что здешние диалоги, их озвучка – это нечто прекрасное и незабываемое. Мудрый и несколько нервный – Кэмпбелла, уверенный и поначалу неуверенный – Шеридана, сексуальный и непреклонный – Кейт Гарнер, спокойный и почти всегда несколько удивлённый – Фон Рихтера. Голоса запоминаются и по ним без особых сложностей можно дать описание каждому герою игры, будь то американская разведчица или немецкий военный.
Что в итоге? Итог обзора R.U.S.E.
Необычно. Масштабно. Непривычно и поначалу просто ужасно. С каждым уровнем всё лучше и лучше. Игровой процесс раскрывается постепенно, совсем по чуть-чуть, будто боясь спугнуть впечатлительных игроков своей глубиной и продуманностью. «Всё искусство войны заключается в угадывании, что скрывается за той частью холма». Аксиома. Столп, на котором вальяжно расположилась игра. Знание – сила, и, не осознав эту простую истину, делать в R.U.S.E. нечего. Вызовет отторжение и приступ острого непонимания.
В любом случае познакомиться с проектом Eugen Systems стоит. Только стоит учесть, что при регулярном применении игра вызывает привыкание, вследствие чего развивается бессонница, появляется желание взять отпуск за свой счёт и тому подобные штучки. И не говорите потом, что мы вас не предупреждали!